Профилактика типичных речевых нарушений
В основе профилактики формирования типичного речевого нарушения при данной патологии (ринолалии) — своевременное и правильное устранение врождённого дефекта нёба. Обратите внимание: выполнение пластики мягкого нёба в возрасте 6–8 месяцев и пластики твёрдого нёба в возрасте до 1 года обеспечивает самопроизвольное восстановление речи ребёнка в 90% случаев. Смещение сроков оперативного лечения приводит к появлению и нарастанию клинических признаков ринолалии, частота которой составляет 100% при выполнении пластики нёба в возрасте 2,5-3 лет. Однако, готовя своего малыша к раннему хирургическому лечению, нельзя забывать и о том, чем Вы — родители — можете помочь ему на каждом этапе его развития.
Профилактика типичных речевых нарушений
Развитие малыша до 1 года
Во время еды, пеленания, купания и прогулок не прекращайте общаться с малышом: пойте ему ласковые песенки и стишки, описывайте всё, что Вы делаете, рассказывайте сказки или играйте в разноцветные шары, положив малыша животиком вниз. Все эти нехитрые приёмы способствуют развитию малыша, в том числе формированию его речевых навыков.
От рождения до 3 месяцев.
Задавая короткие вопросы: «Где наш малыш? Где у малыша ручки?....» и показывая его части тела Вы ускоряете развитие речи. В этом возрасте дети издают множество разных звуков — имитируйте их, составляйте из них простые слова, поощряйте Вашего малыша к произношению новых звуков. Используйте аудиозаписи с различными звуками (например, природы, морского прибоя и т.д.). Продолжайте слушать малыша, разговаривать с ним, получая от этого удовольствие. Попробуйте петь детские песенки на знакомый Вам простой мотив, заменяя все слова на одинаковые слоги (например, ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ма...). Пойте и танцуйте вместе с Вашим малышом, играйте в игрушки — всё это поможет развитию речи Вашего ребёнка.
От 3 до 6 месяцев.
Окружайте ребёнка звуками, используйте музыкальные игрушки и погремушки. Пойте песенки, известные и собственного сочинения (про всё, что Вы делаете и всех членов Вашей семьи). Разговаривайте в присутствии малыша, выделите специальное время для чтения — используйте книжки с короткими предложениями и простыми картинками — всё это позволит усвоить речевые образцы, сконцентрироваться на определённых словах.
От 6 до 9 месяцев.
Вместе с малышом продолжайте знакомиться с окружающим миром, развивать его речевые навыки: пойте, танцуйте, рассказывайте стишки, разговаривайте с ним, поощряйте малыша повторять за Вами простые слова (мама, папа, баба, деда, дай, на…), читайте книжки, описывайте, что нарисовано на картинках, не забывая повторять эти упражнения снова и снова — всё это станет естественным стимулом работы мягкого нёба после операции.
От 9 до 12 месяцев.
Развитие малыша до 1 года до 3 лет
Ваш малыш растёт: он становиться более уверенным в себе и самостоятельным, но, по-прежнему, нуждается в Вашей любви и заботе, и... поддержке в закреплении результатовнашего хирургического лечения.

Послушаем... звуковые стимулы помогают развивать умение слушать у малыша. Прислушивайтесь вместе с малышом к окружающим Вас звукам (радио, холодильник, часы) и создавайте новые. Учите малыша воспроизводить звуки, соответствующие разным игрушкам, предметам (поезд, машина) или животным (корова, коза, кошка, собака). Вместе с ним слушайте классическую или понравившуюся малышу музыку, звуки окружающей природы и музыкальных инструментов.

Потанцуем... это необыкновенный и приятный способ развития малыша. Придумайте ритмичную песенку со словами, соответствующую простым действиям (руки вверх, руки вниз, ножку вверх, ножку вниз и т.д.) и выполняйте их вместе с малышом - эта игра в развлекательной форме позволит расширить его словарный запас. Подобным образом можно придумать интересные музыкальные игры, хороводы, песенки, марши.

Попоём... пение концентрирует внимание ребёнка на звуках речи и помогает их восприятию. Не забывайте петь известные Вам детские песенки, разными голосами напевать стишки и простые фразы во время игры, еды, купания. Пойте со своим малышом везде, где только можно, сопровождая пение подходящими действиями (хлопайте, топайте, жестикулируйте). Расширяйте словарный запас малыша, распевая новые слова, ассоциирующиеся с игрушками и окружающими предметами.
Поиграем... играя с малышом, описывайте вслух всё, что Вы делаете. Озвучивайте игрушки, играйте в кошки-мышки, придумывайте стишки, сопровождаемые действиями, или игровые ситуации, посредством которых ребёнок получает интересную для него информацию и изучает новые слова. Используйте заводные игрушки, играя с малышом, комментируйте происходящее — это способствует речевому развитию ребёнка. Развивайте мелкую моторику (а, следовательно, и речь) малыша.

Почитаем... прививайте любовь к чтению: играйте с книжками, рассматривайте картинки, читайте – часто, но недолго. Критерием выбора первых книг является простота слога, предсказуемость текста, наличие фотографий детишек и ярких рисунков. Читайте сказки и стишки с повторяющимися словами и фразами («Колобок», «Репка», «Три поросёнка», «Коза-дереза», «Теремок»). Не забывайте их эмоционально окрашивать и представлять – это никогда не надоест Вашему малышу.

Поговорим... Общаясь с малышом, произносите простые фразы нараспев, очень скоро Ваш ребёнок начнёт подражать Вам. Помогайте малышу понять, что разные предметы имеют разные названия, касаясь их руками. Рассматривая картинки, описывайте их и просите ребёнка повторить («Это кошка. Она говорит – мяу»). Беседуйте с ребёнком об интересующих его предметах, описывая их качества. Рассказывайте простые истории, побуждая ребёнка вставлять пропущенные Вами слова (его имя, названия животных, предметов) или фразы. Учите эмоциональные весёлые ритмичные стишки и песенки, и не забывайте их повторять.


Обратите внимание: развитие Вами речевых навыков Вашего малыша на одном из главных этапов формирования речи (1–3 года) позволит своевременно восстановить работу мягкого нёба после операции.