Особенности речевого развития у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. Речь при заячьей губе

Для удобства распределим все особенности речи при врожденных расщелинах лица по списку:

  • Дети сохраняют ключичный (верхне-реберный) тип дыхания и после операции, не используя для выдоха диафрагму. Струя воздуха выходит как через ротовую, так и через носовую полость.

  • Из-за отсутствия разграничения полостей носа и рта дети постоянно пользуются смешанным носо-ротовым дыханием, которое, в свою очередь, способствует недоразвитию дыхательной мускулатуры, вызывая патологические изменения дыхательных путей. У детей нарушена условно-рефлекторная деятельность дыхательных мышц, снижение их тонуса. Дыхание у детей учащенное, продолжительность выдоха значительно меньше.

  • Звукопроизнощение усложняется нарушениями условно-рефлекторной деятельности глоточной и небной мускулатуры, а также нарушениями артикуляционной моторики.

  • У детей после операций страдает интонирование. Им сложно регулировать речь при помощи силы голоса и интонации, резонаторные полости неполностью включены в голосовую работу, нарушена активность мышц мягкого неба, функционально связанных с вибраторной функцией голосовых связок. При увеличении темпа речи увеличивается назальность.

  • Могут присутствовать нарушения голоса, гипертрофия, гиперемия голосовых связок, сдавленность, истощаемость, снижение полетности, звонкости голоса, бедность модуляций. Затруднена и реализация таких средств речи как гибкости голоса, его понижения-повышения, усиления-ослабления. Речь при заячьей губе монотонная, лишенная яркости, и не способствует смысловой нагрузке. Затруднено владение навыками контроля темпо-ритмической организации речи. С возрастом качества голоса могут ухудшиться. Это связано с активной речевой практикой в неблагоприятных условиях для его использования.

  • При врожденных расщелинах губы и неба речевое развитие у многих детей дошкольного возраста замедлено и специфично: отмечается низкая речевая активность, недостаточно развита фразовая и монологическая речь, слова, имеющиеся в активном словаре просты по слоговой структуре.

  • Отмечается снижение фонематического слуха, вызванные недостаточным артикуляционным опытом. У большинства детей отсутствуют слуховые отличия нормальной и назализованной речи.

© 2019 Институт врожденных заболеваний челюстно-лицевой области профессора

Г. В. Гончакова

Лицензия Департамента здравоохранения г. Москвы

ЛО-77-01-017106 от 30.11.2018 г.

Понедельник–пятница: 9:00 – 20:00
Суббота, воскресенье: выходные